Что изменится на Щорса и Богданке — и зачем это нужно?

Департамент строительства и транспорта Белгородской области взял курс на реновацию улицы Щорса и проспекта Богдана Хмельницкого: власти собираются сделать здесь выделенки для общественного транспорта (весьма необычные), сузить полосы для личных авто и разрешить пешеходам переходить дорогу прямо по улице (минуя подземный переход), создав зебры и светофоры на «Родине»‎.

Представленная реформа мгновенно вызвала шквал критики от автомобилистов — они опасаются, что светофоры на главной остановке города создадут пробки. Их же они боятся и на Щорса, где в пользу выделенок для общественного транспорта и остановок посреди дороги сузят остальные полосы.

Игорь Ермоленко, который побывал на презентации реформы, объясняет, как изменятся две главные улицы Белгорода, зачем это нужно и почему опасения автомобильного лобби безосновательны.

Транспортную реформу губернатору Евгению Савченко и членам регионального правительства представил Дмитрий Грубый, эксперт из Москвы, вошедший в рабочую группу по транспорту в Белгороде. Он анонсировал изменение маршрутной сети, реконструкцию улицы Щорса и проспекта Богдана Хмельницкого.

В первую очередь Грубый отметил, что нынешняя маршрутная сеть сложилась после открытия новых маршрутов и их изменений без какого-то анализа и принципов планирования. Грубо говоря, все автобусы возят людей сразу из точки «А»‎ в точку «Б» ‎ — и многие маршруты дублируют друг друга, неэффективно используются и создают заторы на дорогах и остановках.

Новая концепция подразумевает уменьшение количества магистральных маршрутов до 27 (магистральный маршрут соединяет центр города и ключевые густонаселённые районы), снижение дублирования и создание пересадочной модели, «что позволит решить вышеописанные проблемы»‎. Новая маршрутная сеть позволит качественно обслуживать плотную городскую застройку, даст возможность бесплатной пересадки и создаст пешеходную доступность остановок в городе.

Одно из самых заметных решений новой маршрутной сети — пуск автобусов по «Новому мосту»‎ на проспекте Ватутина с выездом через улицу 5 Августа. Эти маршруты отмечены на карте выше розовым цветом.

Кроме того, в Белгороде добавят к 15 существующим ещё 15 отстойно-разворотных площадок, сделают перехватывающие парковки на границе города и пригорода, а также организуют подвозящие маршруты для жителей районов ИЖС с неплотной застройкой.

Затем Грубый представил проект реконструкции улицы Щорса. В визуализации от департамента строительства и транспорта он показан на примере участка от «Водстроя»‎ до улицы Костюкова, но на самом деле выделенку собираются создавать на протяжении всего транспортного коридора: по всей Щорса и всему Богдана Хмельницкого.

При этом выделенки будут разными: если на Богданке они будут классическими по правой полосе, то на Щорса по всей длине их сделают по центру дороги, на крайних левых полосах. Грубый объясняет это решение так:

«В плотной городской застройке много мешающих въездов, выездов, примыканий, дворовых территорий и так далее. Поэтому предложено подходящее для такой улицы решение: прохождение выделенной полосы слева, что позволит обеспечить её непрерывность. Полоса слева работает эффективно при любом уровне загрузки, а справа — только при загрузке ниже среднего. Также благодаря полосе слева будет возможность сохранить парковочные карманы, а также места для посадки и высадки пассажиров индивидуального транспорта»‎, — уверяет Грубый.

Низкая скорость движения транспорта (в часы-пик — до 9 километров в час), нерегулярность движения общественного транспорта, низкая безопасность пешеходных переходов (в том числе — нерегулируемых) — это главные проблемы Щорса и Богданки. И выделенки с помощью дополнительных мер смогут их решить.

По словам Грубого, скорость движения общественного транспорта благодаря выделенкам должна вырасти в два раза, а сам транспорт обязательно будет ходить по расписанию. Также на Щорса и Богданке станут безопаснее пешеходные переходы: все они станут регулируемыми, везде появятся островки безопасности и контрастное освещение.

Однако стоимость проекта будет не дешёвой, отметил эксперт. Всё из-за необходимости строительства островных посадочных площадок — остановок. Это будут широкие площадки, приподнятые над дорогой на 30 сантиметров (для безопасности и безбарьерного доступа в низкопольные автобусы и троллейбусы) и комфортные павильоны ожидания.

Несут в себе остановки и дополнительную функцию «островков безопасности» ‎ — они разделяют широкую проезжую часть и заставляют автомобилистов снижать скорость, что увеличивает безопасность дорожного движения (для всех его участников). А пассажиры, которым нужно будет уехать в любую сторону, будут пересекать всего две полосы дороги вместо четырёх.

Грубый также напомнил, что от всех колец на улице Щорса будут избавляться, поэтому автобусы смогут ехать по прямой. Кроме того, по всей Щорса, согласно проекту, сделают выделенные велодорожки. А вот расширять полосы для автомобилей (которые сужаются за счёт широких выделенок) не будут по трём причинам: это дорого, снизит безопасность и пойдёт в ущерб зелёным насаждениям.

Главный вывод, который хочется сделать из проекта реформы Щорса: общественный транспорт не просто сможет конкурировать по скорости с личным транспортом, но и будет быстрее его в часы пик. Это обязательно простимулирует горожан пересесть с личного транспорта на общественный, чтобы не стоять утром на работу в пробке — и вечером тоже. А пешеходов всё это только обезопасит от ДТП.

И третья часть общей реформы — реконструкция перекрёстка Свято-Троицкого бульвара и проспекта Богдана Хмельницкого, то есть остановки «Родина»‎. Здесь поставят светофоры (на всех пересечениях проспекта и бульвара) и сделают зебры. При этом существующие подземные переходы пока закапывать никто не планирует — скорее всего власти перестраховываются на случай, если реформа со светофорами провалится.

В северном направлении привычный двойной карман «выпрямят»‎ — и сделают тут остановку для автобусов, которые идут в сторону аэропорта. Остальные автобусы и троллейбусы будут останавливаться около «Славянского» ‎ — там также не будет никакого кармана.

В южном направлении тоже сделают две остановки: первую для тех, кто поедет по Красноармейской (эту остановку расположат на месте нынешнего парковочного кармана), а вторую для тех, кто следует на Щорса.

Таким образом, власти намерены разгрузить остановочные комплексы от очередей из автобусов (в том числе за счёт их замены на транспорт большей вместимости и правильное регулирование расписания, об этом говорилось выше). От парковок на этих участках избавятся полностью.

Выделенки в обоих направлениях будут работать по крайним правым полосам, а их ширина составит 6 метров. Это, по словам Грубого, позволит автобусам маневрировать без помех для остальных участников движения. Эксперт Грубый отмечает, что автобусам, курсирующим по всей Богданке и Щорса, выделенки помогут сэкономить более получаса за время рейса в часы пик.

Изменится здесь и схема движения обычного транспорта. Благодаря светофорам со всех частей Свято-Троицкого бульвара (кроме односторонней) можно будет выезжать на Богданку как направо, так и налево. Это автомобилистам как раз должно понравиться.

Светофор будет работать в координации с уже существующими на Богданке, проспекте Славы и Преображенской, поэтому не создаст никаких помех и дополнительных пробок. Более того, светофор отрегулирует трафик и снизит эффект «бутылочного горлышка»‎ перед съездом на Щорса и светофором на Магистральной.

Тротуары на Богданке и Свято-Троицком бульваре предлагается сделать «единым безбарьерным пространством»‎, соединив их приподнятыми наземными переходами (на один уровень с тротуаром), через проспект будут пролегать велодорожки, а также здесь оборудуют островки безопасности для снижения скорости автомобилистов в обычное время (не часы пик).

Главная претензия автомобилистов к реконструкции этого участка состоит в том, что пешеходам позволят пересекать проезжую часть. По мнению автомобилистов, это небезопасно для самих же пешеходов — и создаст пробки. Если последний аргумент мы уже разобрали, то по поводу первого уже высказались многие урбанисты и эксперты в области дорожного движения.

Все они сходятся во мнении, что наземный переход удобнее для трети всех горожан — маломобильных людей (пенсионеров, заболевших, людей с сумками, родителей с колясками, горожан с велосипедами и роликами). Они безопаснее, поскольку движение регулируется светофорами, а барьерная среда не вынуждает никого перебегать в неположенном месте. Кроме того, во время дождя и зимой в переходах скользко, можно упасть и получить ушиб или перелом, зебры такие травмы исключают.

Для пущей убедительности можете взглянуть подробный разбор авторитетного урбаниста Аркадия Гершмана, который приводит реальную факты относительного каждого вида переходов.

Главный урбанист страны Илья Варламов уже оценил новости из Белгорода — он написал в своём блоге, что «не поверил своим глазам»‎ и «в Белгороде действительно хотят сделать хорошо»‎. В будущем он пообещал указать на недостатки реформы.

К слову, ещё относительно недавно «Родина»‎ жила без подземных переходов и люди переходили Богданку по улице. Подземку здесь вырыли каких-то два десятка лет назад, в 1999 году. Вот так красиво остановка выглядела в Советском Союзе.

Источник