Троллейбусам в Белгороде быть. И на это нужны не миллиарды

В Белгороде продолжаются споры о будущем общественного транспорта. Власти год за годом солидарны в том, что от троллейбусного парка выгоднее избавиться: бывшим мэром Константином Полежаевым заявлялось, что на ремонт депо, контактных сетей, станций и машин нужно около 4 млрд рублей — это слишком много для городского бюджета.

При этом активисты уверяют, что троллейбусную сеть можно реанимировать с меньшими вложениями. «Белгород №1» пообщался с ними и впервые представляет расчёты, альтернативные цифрам чиновников.

В сентябре Константин Полежаев, представляя на заседании горсовета свою новую мэрскую программу, заявил, что город должен избавиться от троллейбусов.

«Оборудование изношено. Я считаю, что электротранспорт в городе надо убирать. Будем рассматривать альтернативный транспорт. Вложения же здесь не окупятся и лягут на себестоимость проезда».

Почти за год до этого, в январе 2017-го, начальник городского хозяйства Сергей Куликов (покинувший этот пост с декабря того же года) сказал журналистам, что на модернизацию троллейбусной сети понадобится около 4 млрд рублей.

В недавнем эфире «Мира Белогорья» 11 марта 2019 года врио мэра Юрий Галдун назвал уже другую цифру — 2,9 млрд рублей. Глава добавил, что в троллейбусном парке 69 машин, на маршрутах курсируют только 18. Тяговых подстанций в рабочем состоянии — семь, но они не самом хорошем состоянии. Контактные сети используются на 50 процентов. Число троллейбусных маршрутов сократилось в три раза.

Юрий Галдун пообещал приложить все усилия, чтобы сохранить троллейбус. Тем не менее, власти планировали приобрести три электробуса такого же типа как в Москве, и несколько десятков автобусов на метане.

В то же время Белгородской области нужно увеличивать число автотранспорта на газу. Регион вошёл в пилотный проект «Газпрома» по развитию рынка газомоторного топлива.

На отчёте перед областной думой губернатор Евгений Савченко анонсировал этот проект. Он заявил, через полтора года в области появится 25 новых газовых АЗС. По мнению правительства, это снизит выбросы вредных веществ, уменьшит шумовое воздействие, а самое главное — каждый год регион будет экономить около 5 млрд рублей.

«Мы всю область покроем газовой заправочной инфраструктурой. Надо скорее переходить на этот вид транспорта. Тем более, цена одного литра газа — не более 17 рублей, а килограмм бензина достиг почти 50. Эта разница будет сохраняться».

По проекту к концу 2021 года на метане должны работать 18,5 тыс. машин — это автобусы, грузовики, автомобили служб. Половина всех авто органов власти тоже должна быть на газу.

Интересно, что белгородские власти собирались купить три электробуса «московского типа», несмотря на негативный опыт. Например, в декабре при двухградусном морозе на маршрут не вышли восемь машин, при минус 15 — уже 26.

При обогреве таких электробусов используется дизельный отопитель: 10 градусов мороза — это 4,2 литра топлива в час. За 20 часов он потребляет 84, как и обычный дизельный автобус.

Урбанист Аркадий Гершман писал, почему электробусы пока не готовы заменить простые автобусы:

— во-первых, заряда батарей не хватает для обслуживания загруженных маршрутов;

— во-вторых, как следует из московского опыта, машины очень чувствительны к погоде;

— в-третьих, для таких автомобилей предпочтительнее равнинная местность, поднимаясь на горку, машина тратит больше заряда батареи.

Сегодня есть три типа электробусов: с ночной зарядкой, с ультрабыстрой зарядкой (как в Москве) и динамической зарядкой (как в Санкт-Петербурге).

Второй тип не использует контактную сеть, заряжается от станций «ультрабыстрой подзарядки». Третий тип внешне похож на троллейбус и заряжается от контактных сетей: для него не нужно прокладывать дополнительные сети и строить станции. Половину пути машины третьей модели идут «с рогами», а 20 километров могут проехать без проводов.

К тому же, чтобы сесть за руль электробуса с динамической зарядкой водителям троллейбуса не нужно переучиваться, в отличие от второй модели: есть риск, что машина может сломаться. Так было с «троллейбусом будущего», который тестировали в 2016 году. Он вышел из строя на второй день.

И к главному. В Белгороде сформировалась инициативная группа, в которую вошли бывшие сотрудники МУП «ГПТ». Они подсчитали, что для того, чтобы вывести на линию дополнительно 20 троллейбусов, нужно 3 864 000 рублей.

Активисты считали, что Белгороду выгоднее воспользоваться питерским опытом. Один такой электробус, по их данным, стоит 19 млн рублей, а на всё нужно порядка 570 млн рублей: такой транспорт неравнодушные предлагают пустить по центру города, а на окраине оставить автобусы.

Ремонт существующей инфраструктуры, по оценкам группы активистов, стоит около 30–70 млн рублей. Часть затрат можно компенсировать, продав демонтированные 12 км контактной сети, которые соединяли Майский и Белгород.

Учёные из Архангельского государственного технического университета по просьбе рабочей группы оценили ежедневные выбросы вредных веществ в Белгороде.

По их расчётам, на один квадратный километр города (всего 150) приходится более 700 килограммов частиц вредных выбросов. Если власти заменят 81 троллейбус, то Белгород дополнительно получит более 50 килограммов вредных веществ на один квадратный километр. На улицах существенно повысится уровень шума.

К слову, в день автобусы на метане выбрасывают 2,7 килограммов угарного газа, а автобусы с дизельным двигателем — почти 7 килограммов.

Пока готовился этот текст, врио мэра Белгорода Юрий Галдун встретился с инициативной группой. По нашим данным, на встрече было объявлено, что троллейбусы в Белгороде остаются — и их сеть даже будут развивать.

Остальные тезисы не менее интересны:

— в сентябре в Северном создадут парк для автобусов на метане, он рассчитан на 200 мест;

— троллейбусный парк так и останется в Белгороде. Машины будут ремонтировать, искать деньги на новые и восстанавливать сеть, на это есть экономическая целесообразность.

— «Троллейбус — это статус города», — сказал сегодня в МУП «ГПТ» врио мэра Юрий Галдун. Всего планируется 45 троллейбусов, которые будут работать на четырёх маршрутах: 1, 4, 5 и 8;

— от электробусов по типу московских мэрия решила отказаться, не выгодно: дорого (одна машина — 35 млн рублей), после каждого рейса нужно 20 минут заряжать, при минусовых температурах может не выйти на рейс;

— МУП «ГПТ» планирует протестировать электробусы с динамической подзарядкой, которые заряжаются от троллейбусной контактной сети и могут ехать до 20 километров без «рогов». Такие машины успешно используются в Санкт-Петербурге. Стоимость одной — около 11 млн рублей.

— сейчас главная задача предприятия — выплатить лизинг по автобусам и решить вопрос с зарплатами, последняя была в ноябре.

Всё это будет проходить под руководством Андрея Молчанова — это новый директор МУП «Городской пассажирский транспорт».

Ну и совсем интересно, что его заместителем по хозяйственной части с сегодняшнего дня стал в прошлом простой водитель троллейбуса, а сейчас один из неравнодушных активистов движения за спасение троллейбусов, Евгений Московченко.

источник