«Люди думают, что мы как военные – должны всё исполнять». Интервью директора самого крупного в Белгороде такси Александра Максимчука

Праздничное повышение цен, опасная манера вождения, громкая и неприятная музыка, мат, попытки «развести» на деньги – при желании, можно найти много причин, чтобы не ездить на такси. Но действительно ли в машинах с шашечками сейчас так, а не иначе? Владимир Корнев поговорил с директором самого крупного в Белгороде такси «Городское» Александром Максимчуком о форме для таксистов, новогоднем росте тарифов, конкуренции с «Яндекс. Такси» и о том, как водитель помог найти убийцу из «Калинки».

img_0729

Колл-центр, где операторы работают с заявками пассажиров. Фото Владимира Корнева

– В начале 2015 года суд запретил такси «Максим» работать в Белгороде. Какая сейчас ситуация с «теневыми» и официальными местными такси?

– Порядка стало больше. Тогда мы пытались обращаться во все инстанции. И стало больше проверок легальной перевозки пассажиров.

Несколько месяцев назад всех руководителей такси города распределили по экипажам ДПС и возили по городу – нам было интересно посмотреть, кто работает с разрешением на перевозку, кто без нее. В результате проверки выяснилось, что 99 процентов водителей были с разрешениями.

– Как вы взаимодействуете с мэрией, надзорными органами?

– Основной надзорный орган у нас – это упрдор (управление автомобильных дорог общего пользования транспорта – прим.ред.), они выдают лицензии на автомобили. Встречаемся часто. Выслушивают наши предложения.

– О чём сейчас просите?

– Проблема такая: на железнодорожном вокзале стоит знак «Остановка запрещена». А пассажиры едут в поезде и заранее заказывают такси. Водитель лишние 10 минут простоит – штраф полторы тысячи. Такая же ситуация и в аэропорту. Мы не требуем стоянок, нам они, по сути, не нужны. Но остановки временные – да.

– А когда, например, у «Мега Гринна» ваши таксисты просто ждут людей, не по заказам – это нормальная ситуация?

– Мы же не можем запретить это водителю. Это его право. Но когда пассажир заказывает такси, то он более защищён. Например, часто звонят и говорят, что что-то потеряли в салоне. Спрашиваем – вы машину заказывали с телефона или через приложение? А он – нет, я руку поднял. И как нам тогда водителя найти?

– Если человек не по заказу едет, но в автомобиле вашего водителя, кто несёт ответственность?

– По закону, ответственность несёт перевозчик, владелец транспорта.

– Даже если по вызову?

– Да.

img_0754

Такси в таксопарке на улице Мичурина, фото Владимира Корнева

– Чем закончилась история с введением формы для таксистов?

– Закон никто не отменял. Есть региональный закон. Они могут вносить свои правки, не противоречащие федеральному закону. Например, у нас добавили четыре цвета для такси – хотя, по большому счёту, влияет цвет на безопасность дорожного движения?

В Москве все такси жёлтые, но там за это им можно заезжать бесплатно на вокзалы, в аэропорты, полоса выделена для автобусов и таксистов. А у нас – неудобно. Но люди как-то выкручиваются, покупают машины других цветов, тратят 20-40 тысяч, чтобы покрасить в подходящий цвет.

То же самое касается формы. Я понимаю, если индивидуальный предприниматель на год-два пришёл под нашу диспетчерскую работать – он один, нет проблем. А если текучка? Я же должен под ваш размер купить её. Процентов 30 людей приходят работать сезонно.

– То есть это утопия?

– Да. Это больше от культуры каждого предприятия зависит – мы как-то летом пытались синие футболки (внедрить), но кто-то хочет, а кто-то не собирается никогда носить. И ответственности в законе за это никакой нет – не заставишь.

– По форме понятно, но как вы реагируете на жалобы по поводу недостойного поведения водителей?

– У нас с этим строго. Мы создали службу отдела качества, которая следит за всеми жалобами. Если мы виноваты, то извиняемся за доставленные неудобства и компенсируем проезд.

– Для водителя – штраф?

– Да. Например, взял заказ, нажал кнопку, вам отзвонились, а водитель «закрыл» заказ как успешный и взял какого-то «левака» с дороги. Начинается разбирательство – за это мы наказываем.

Многие пассажиры не понимают – звонят, говорят, что мне нужна машина к семи утра. Но мы не в состоянии вывезти всех людей, которым надо на работу или с работы. Бывают на этой почве скандалы.

Есть постановление правительства, что перед тем, как принять заказ, мы обязаны сообщить предварительное время подачи. А как может диспетчер знать, будет ли там машина, через сколько, и так далее? Поэтому сделали всё автоматизировано – стандартная подача машина происходит в течение 13 минут. Если через 13 минут компьютер не находит рядом с вашим адресом ничего, то программа вас уведомляет и спрашивает – будете ожидать ещё 13 минут? Люди не понимают, что если один раз не было (машины), то, может, и второй раз не будет.

img_0721

Александр Максимчук на рабочем месте, фото Владимира Корнева

– То есть вечером заказывать на утро нет смысла?

– Нет, мы стараемся, но не даем 100 процентную гарантию на выполнение заказа. Недавно женщина пожаловалась на нас в Роспотребнадзор, мы были наказаны… Как можно сказать, что мы будем ровно в семь часов?

Самое главное – цена же не меняется. В других городах предварительный заказ – это супер услуга, вы доплачиваете за это. То есть, если вы хотите гарантировано уехать, то цена должна быть выше… Но наш город к этому ещё не готов.

– Я вам приведу комментарий одного из пассажиров. Он пишет: «Звонишь накануне вечером и просишь принять заказ на определенное время утром. В ответ вальяжное: «Мы заказ на время не принимаем, звоните утром». Начинаешь объяснять про расписание поездов. В ответ устало: «Водители не хотят к вам туда (район «Сити-Молла») ехать. У них и так много заказов». В итоге удалось уехать благодаря такси «Метелица». Все остальные конкуренты не стали брать заказ». Бывает ли такая ситуация у вас?

– Предварительные заказы мы берём всегда – другое дело, что объясняем, что не можем гарантировать (точное время). Но на вокзал, в аэропорт мы вас отвезём всегда железобетонно. Это не обсуждается. Диспетчер откроет карту, кого-то попросит – все люди, понимают. Вы не опоздаете.

– Сколько в вашем парке машин на данный момент?

– Вы должны понимать, это часто путают, что у нас есть ООО «Городское такси» и есть бренд 710 – тоже «Городское такси». То есть совместными усилиями создали колл-центр.

Под брендом работают 800 машин: пять ООО, сколько-то ИПшников. Ответственность каждый несёт за себя – именно перевозчик. А что касается дисциплины, то этим занимается наша служба качества.

Например, сегодня был казус – то ли водитель новенький, но не захотел принимать к оплате бонусы пассажира. А у нас за каждую поездку в мобильном приложении начисляется по 5 бонусов. У девушки было 45 бонусов, она потратила, а водитель не захотел принимать. В итоге водителя наказали на 500 рублей, а девушке начислили 100 бонусов. Поверьте, мы за каждого пассажира боремся.

У нас даже было такое, что человеку 20 минут до поезда, а он вызывает такси. Ну а если пробка или машина пробила колесо? Вы потом будете жаловаться на нас – мы ведь обязаны оплатить вам билет на поезд.

Люди не понимают – например, снегопад, метель, дороги не успели почистить. Многие на машинах не выезжают, но и у нас такая же ситуация! Мы же не на самолётах летаем. А люди думают, что мы как военные – должны всё исполнять.

img_0726

Колл-центр, где операторы работают с заявками пассажиров. Фото Владимира Корнева

– Что, кроме погоды, может повлиять на нехватку машин?

– Временные промежутки: обычно утро и вечер. Город у нас такой специфический – спальный район утром весь спускается, потом подымается. Из них поднялась, например, тысяча человек – и все хотят машину. А у нас по графику работает 400 машин. Из них 200-300 на Харьковской горе.

– Какие вообще тенденции – люди стали больше ездить на такси?

– Тенденция такая, что такси теперь почти как общественный транспорт. Раньше, молодость свою вспоминаю, как в фильме: «Наши люди в булочную на такси не ездят». А сейчас даже школьники ездят.

– Это о чём говорит?

– Я понял, что материальный достаток стал больше, чем 20 лет назад. И, в то же время, доступность такси – цену не заламывают. За 80 рублей можно проехать почти 2,5 км – я не думаю, что это дорого.

– Повышение цен планируется?

– Всё зависит от рынка. Если бензин подорожает… Но ещё вопрос, на сколько подорожает – если мало, то не факт, что у нас поднимется вообще. Или если газ (поднимется в цене).

– А праздничное повышение цен?

– Оно есть во всех городах. На самом деле, никто не обогащается. Мы пытаемся вернуть то, что потеряем.

– ?!

– Объясню. Таксисты – такие же люди, как и все. У них есть семьи, дети. Вот вы его заставите в новогоднюю ночь встать из-за стола и ездить за те же деньги? Он скажет, что я не выйду на работу и всё.

Другой вопрос – он выходит, зарабатывает, но у нас же никто не заставляет пассажиров ездить. Все хотят выпить, закусить, а ездит пусть кто-то другой. И это повышение же делается только с восьми вечера 31-го по 8 утра 2-го.

Ещё одно, для предприятия: если одни вышли с 31 по 2, то они будут отдыхать дальше – 3-го, 4-го, 5-го. Поэтому никто себе лишние деньги в карман не кладёт. Мы просто пытаемся взять то, что потеряем. И это происходит только один раз в году.

Мы тоже поднимали цены 3 декабря, когда снежный коллапс был. Тоже видели, что звонков очень много, спрос большой, а машин мало. Поэтому мы объявляли, что минимальная стоимость проезда немного выше, но зато и водители вышли – именно частники. И людей потребности удовлетворили.

– Кто ваши главные конкуренты сейчас? И какое место среди них занимает такси Palm, которое пришло в город без операторов?

– Четыре крупных: «Такси на 5», «Айсберг», «Позитив» и, может быть, 711. Мы знаем, что Palm зашли на рынок, работают как «Яндекс», но с организаторской точки зрения они (не очень).

Я каждый год посещаю форумы таксистов. На последнем немецкий коллега рассказал, почему все боятся «Яндекс», UBER и других «модераторов». На самом деле, они становятся монополистами и конкуренции не получают. У них мощность большая, всё под себя подминают. Нет баланса между водителем и пассажиром.

Немец сказал, что в Европе происходит то же самое, но в то же время люди почему-то хотят всё больше слышать в трубке телефона человека (улыбается).

– Какие, кстати, результаты по приложению?

– Мы четыре месяца назад пересмотрели концепцию, приобрели современное оборудование. Теперь у нас есть мобильное приложение для заказа такси по типу «Яндекса», поэтому мы больше не боимся его прихода в город. Чем удобно приложение – не надо звонить, спрашивать, есть ли машина; одним нажатием кнопки человек может заказать и даже выбрать машину. Мы его запустили в октябре. За ноябрь у нас почти 18 тысяч заказов из приложения.

– Вам вообще есть куда расти в Белгороде?

– Планируем фотографии водителей в приложении добавить. Небритый – не нравится (смеётся). Расти всегда есть куда.

– Не могу не спросить об удерживающих устройствах, всевозможных ремнях безопасности, креслах для детей.

– Механик никого не выпустит на линию без удерживающих устройств, то есть «треугольников». Но вы правильную тему подняли, потому что сейчас такой разговор идёт, что их уберут и заставят только с креслами ездить.

Но почему это происходит? Это Россия. Есть такой институт – НАМИ. Он сертифицирует всё подряд, монополисты на рынке. Поставить газобаллонное оборудование на машину – через НАМИ. Кресла правильно купить – НАМИ.

Если заставят эти кресла брать, то будет коллапс – никто их возить не будет. Простая причина – допустим, мы снабдили одну машину детским креслом, положили его в багажник. Вы приезжаете, а там два ребёнка – и что? Пусть даже два мы положим в багажник – а если багаж нужно положить? И куда эти кресла выложить? Очень много спорных вопросов.

56a76643c7b5d

Рейд ГИБДД по безопасности перевозок детей в такси, фото Владимира Корнева

– Может логика такая, что только некоторые машины должны быть с этими креслами.

– Хорошо, пусть так. А водитель тогда что, только для детей? И машин же будет немного – вы вызываете у автовокзала, а машина будет на Харьковской горе. Она должна доехать, вы время теряете. Во-вторых, это уже не будет стоить столько, сколько сейчас.

У меня была мечта, запустить в Белгороде несколько детских такси – размулевать всё мультяшками, телевизор поставить. Бедные родители, наверное, только и слышали бы: «Хочу мультик!» (смеётся).

– После того, как 27 ноября избили вашего таксиста, я отметил, что люди в комментариях удивлялись – как это не таксист подрезал других водителей, а таксиста, подразумевая, что таксисты обычно – самые дерзкие. Вы согласны с этим?

– Не согласен. Нас всегда ругают. В новостях проскакивает постоянно – вот взрыв на вокзале в Москве, а они цены подняли, потому что общественный транспорт не ходит. А хорошего то никто не знает: что из сугроба девушку таксист вытащил или помог бесплатно «прикурить», чтобы завелась. На самом деле, все думают, что если таксист – то это «рвач», у него много денег и он за деньги задушится.

Лет пять назад на НТВ даже нас «прокрутили» – на Губкина, написали, была «драка». Кто-то с седьмого этажа снял это, но не понял, что было. Комментарий был такой: «Драка таксистов за сферы влияния». На самом деле была банальная ситуация.

Рецидивист, неоднократно судимый наркоман, вызывает такси. Подъезжает к нему дедушка, тот садится к нему. И водитель узнаёт его – два дня назад этот рецидивист «продинамил» его, не заплатил. Он говорит: «Друг, я тебя не повезу, вылазь». Мужик начал на деда наезжать.

У нас тогда были ещё рации. Подъехали другие таксисты, начали его доставать. Он кинулся драться. Его один раз ударили, так он в состоянии наркотического опьянения упал и симулировал, что сознание потерял. Приехали сотрудники ДПС, скорая. Он на второй день пришёл сюда и денег требовал.

Почему так происходит? На кого вы больше обращаете внимание? Конечно, если сейчас полицейский УАЗик будет ехать, вилять, то вы заметите это. Так же и таксисты с шашками. А обычных водителей не замечают, хотя у большинства манера вождения – неадекватная. Роликов в интернете полно.

– Вы не планируете обязать своих водителей оборудовать машины видеорегистраторами?

– В большинстве машин есть, а так само собой придёт. Одно время, когда камер понаставили, штрафы стали приходить, то пошли и купили себе специальные приборы.

– Насколько вообще часто «обижают» таксистов на дорогах?

– Случается довольно часто – если я заплатил деньги, то могу закурить, выпить… А раньше было наоборот – по первой тревоге, не разбираясь, таксисты ехали «защищать». Но мы это перебороли.

В целом, пассажиры адекватные, нормальные. Раз в год бывает что-то серьёзное, но сейчас современные средства, которые помогают быстро установить преступника.

Недавно было убийство в магазине на Будённого. Убийца передвигался на нашей машине и попался очень хороший водитель, описал его отлично. И всё по трекам потом увидели, куда он ехал. В общем, если бы не таксист, никто бы убийцу и не нашёл. Вот так.